В здании, которое в более поздние времена именовалось кинотеатром "Ударник", а сейчас уже не существует, в 1938 году был открыт 1-ый областной колхозно-совхозный театр, проработавший до 1944-45 гг..
Имеются снимки, сделанные в 1941 году:
Беляков Василий Никитович, гл. режиссер | Страхова Людмила Андреевна, актриса, жена Белякова | Долорес Кетти Юрьевна, актриса |
Ермольев Я.И. | Спасский А.Н. | Мизинова Мария Николаевна |
Винокурова К.И. | Чернявский Николай Михайлович, артист, «Женитьба Белугина» | Зорина Анна Никитична, жена Чернявского |
Познер Д.М. | Ляпунова В., жена Познера | Кашкина М.П. |
Смирнов А.М. | Лебедев Константин Петрович | Майский М.И., актер и помощник режиссера, "Похощиние Елены" |
Насонова Серафима Николаевна, технический работник | техперсонал | "В степях Украины" | Познер Д.М., "Женитьба Белугина" | Познер Д.М., "Женитьба Белугина" |
Винокурова К., "Без вины виноватые" | Беляков В.Н., Мизинова М.Н., "Мой сын" | Лебедев К.П., "После маневров" |
Через несколько дней после начала войны художественный руководитель нашего театра В.Н.Беляков решил организовать концертную бригаду для обслуживания госпиталей и воинских частей. Ведь в каждом драматическом театре найдутся поющие и танцующие актеры. В нашей труппе, например, прекрасный сильный голос был у Анны Никитичны Зориной (меццо-сопрано), хороший "бархатный" голос - у Сергея Павловича Хлюпина, не сильный, но приятного тембра голос - у Кэтти Юрьевны Долорес, которая была не только великолепной актрисой, но и балетмейстером. Ну а "танцующих" было двое: я и Людмила Леонтьева (обе мы в детстве и в ранней юности занимались в хореографических коллективах), и Кэтти Юрьевна ставила нам танцы. Бригадиром и конферансье была единогласно выбрана Л.А.Страхова.
В состав концертной бригады был включен и режиссер Рудольф Карлович Завадский. В молодости он был актером, но потом большое несчастье лишило его возможности работать на сцене: у него ампутировали ногу чуть ниже колена. Уйти из театра он не смог и стал работать режиссером. Несчастье не сломило его. Он не впал в депрессию, очень следил за собой. На репетиции приходил всегда тщательно выбритым, благоухая ароматом хорошего одеколона. Он ходил на протезе, слегка прихрамывая и опираясь на трость. В концертах Рудольф Карлович читал рассказ деда Щукаря из романа М.Шолохова "Поднятая целина" и рассказ "Аристократка" М.Зощенко. Читал так, что слушатели хохотали до слез и награждали его бурными аплодисментами. Помню, как после одного из концертов главный врач госпиталя сказал нам: "Товарищи артисты, ваши концерты помогают раненым лучше всяких лекарств!" Как мы гордились этим! Как приятно было сознавать, что хоть чем-то, хоть немного мы помогаем нашим славным бойцам. А Люся Леонтьева и я были донорами, сдавали кровь, а причитающееся денежное вознаграждение перечисляли в фонд обороны.
Очень часто после концерта для "ходячих" нас просили выступить хотя бы с несколькими номерами в палате для "лежачих", что мы и делали с большим удовольствием. Как-то после очередного концерта в одном из госпиталей города Л.А.Страхова подошла к дежурному врачу и спросила, не надо ли выступить в палате для "лежачих". Врач как-то замялся, потом немного подумал и сказал, что есть у них один больной, который лежит в отдельной палате, но никого к себе не пускает. Он отказывается от еды, перебил все тарелки, бросая их в сестер и врачей, и только старенькой нянечке разрешено входить к нему в палату. Причина тому - ему ампутировали ногу, ему всего 25 лет и он не хочет жить...
Услышав это, Рудольф Карлович попросил разрешения войти к раненому. Врач сначала не разрешал, но в конце концов согласился, предупредив, что Завадский выдержит там минут пять, не больше. И Рудольф Карлович решился, предварительно спросив, как зовут раненого. Врач, старшая медсестра и мы стояли у двери палаты и ждали. Сначала послышались какие-то крики. Потом стало тихо. Прошло десять минут, полчаса, сорок минут, а Завадский из палаты не выходил. Мы забеспокоились. Врач решил туда войти, и в эту минуту дверь отворилась и вышел Рудольф Карлович, красный, вспотевший, вынул из кармана платок, вытер лоб и сказал: "Отнесите ему обед, он будет есть". Врач вошел в палату, сестра побежала в столовую за обедом, а мы окружили Завадского и вот что он нам рассказал. Когда он вошел в палату и остановился у двери, раненый посмотрел на него и произнес: "Это что еще за фрукт? Убирайся!" Рудольф Карлович сделал шаг по направлению к кровати и остановился. А надо сказать, что на нем был элегантный черный костюм, белоснежная рубашка, галстук-бабочка и лакированные туфли. Увидев все это, больной в бешенстве закричал: "Выметайся отсюда, пижон несчастный!" Завадский медленно стал подходить к кровати раненого. Шел, слегка прихрамывая, как всегда, опираясь на трость. Раненый продолжал кричать: "Что хромаешь? Лакировочки жмут?" Рудольф Карлович спокойно ответил, что хромает не потому, что ему "жмут лакировочки", а потому, что у него ампутирована нога и он ходит на протезе.
Больной замолчал и стал рассматривать Завадского широко раскрытыми удивленными глазами, а тот подошел к кровати, сел на стул и сказал: "А теперь, Сергей, давай поговорим по-мужски. Вот видишь, я живу и нахожу, что жизнь прекрасна, несмотря на протез. Посмотри на меня, разве я похож на несчастного калеку? А недавно я женился и счастлив. (Действительно, Рудольф Карлович женился на театральной художнице Анне, которая была моложе его на 20 лет). Они говорили еще о многом... И Сергей, наконец, сказал: "Спасибо тебе, артист! Скажи, чтобы мне принесли поесть".
На следующий день мы в театре оживленно обсуждали это событие. Рудольф Карлович сказал: "Знаете, друзья, было в моей жизни много аплодисментов и криков "Браво!", но эти слова - "Спасибо тебе, артист" - самая дорогая для меня награда!"
И. ГАФФНЕР
г.Иваново
Материал для страницы о театре предоставили:
Объедкова Викторина Анатольевна, дочь Насоновой С.Н.,
Кашковский Владимир Александрович, бывший рабочий сцены театра